lusika33

Фоторассказы для городских жителей

Камчатка, часть 5: Ксудач - Ходутка
lusika33
По плану мы должны будем пройти за следующие два дня около 50 километров и оказаться на турбазе "Ходутка", известной своей горячей речкой. План амбициозный, учитывая, что некоторые в предыдущий день уже получили проблемы с ногами.

Маршрут несколько сложен тем, что на всем протяжении, несмотря на то, что двигаемся всегда
вдоль рек, есть только несколько подходов к воде. Особенно в первый день пути. Вот примерная схема:

Утро выдалось типично южно-камчатским: низкая облачность, влажность, но тепло.

Так вышло, что это уже третий для нас переход по этому маршруту, казалось бы можно уже все запомнить наизусть - ан нет! Началось с того, что пока шли по жаре и сумаcшедшей влажности 6 км к выходу из кальдеры Ксудача, пропотели как скаковые лошади и выпили почти всю воду.

Скала "Парящий гребень" под ней мы стояли лагерем

Затем, решив еще раз полюбоваться красотами вулкана с верху, пошли не вдоль реки Теплой, а начали штурмовать стенку кальдеры и упустили одну из последних возможностей подойти к воде...

Естественно, почти все допили остававшуюся у них воду. :)  Вообще, вода это странный предмет в походе: все хотят ее пить, но никто не хочет тащить :)

Окидываем еще раз взглядом величественную кальдеру..

Дальше с водой было вот так. Но было несколько снежников, однако, мы, окрыленные успехом, проигнорировали их и решили идти сразу до подхода к реке, рассчитывая там пообедать.

Вот к той горе, которую фотографирует Виктор (точнее к маленькой горке слева - Приемышу, который мало того, что является отдельным вулканом, так еще и старше огромной Ходутки :) нам и предстоит дойти за два дня

Это вид на юг, слева направо: вулканы Желтовский, Ильинский и Камбальный. Между Ильинским и Камбальным, как мы помним по предыдущим статьям, распологается озеро Курильское с обилием медведов по берегам :)

Каньон реки Теплой. Вдоль него мы и пойдем...

На переднем плане - гора Желтая (783м)

Однако все оказалось сложнее. Из-за стоптанных ног скорость группы упала и мы поделились на две, чтобы первая пошла вперед, отыскала воду и начала с обедом.
Местная рябина пока не годится для еды, горькая :)

Мы пошли на поиски воды. Ломанулись уже просто напрямую по GPS и воду нашли! Только чтобы ее набрать потребовалась бы мощная бензопила и альпинистское снаряжение! Речка течет в овраге с почти отвесными стенками сплошь заросшими ольховым и кедровым стланником.

Не зная точек подхода, на их поиски можно потратить весь день. А пить хотелось уже очень. :)  Подождали вторую группу, погоревали и пошли дальше. До воды оставалось еще около 8-ми километров... Звук текущей воды раздавался отовсюду, на экране GPS нас окружали ручьи и реки, но воды не было :) Еще раз решили шарахнуться в строну в поисках теперь уже речки Западная Ходутка и опять без результата.

Итого: за 11 часов было пройдено около 20-ти километров на тех запасах воды, которые взял каждый с собой (у нас было по пол-литра, половину из которых бережно донесли до реки :) ). Зато, когда подошли к речке и все начали пить, это выглядело эпически! :) По количеству выпитого на килограмм массы тела каждый мог бы посоперничать с верблюдом у караван-сарая.

Перешли речку и, хоть и планировали пройти подальше, чтобы завтра чуть сократить расстояние, тут же встали на ночевку. Через какое-то время лагерь стал похож на полевой госпиталь: кто-то, что-то клеил, мотал, мазал и бинтовал. Запомнилось, что все лечили смазыванием марганцовкой. Народ ходил весь в ней! :) В лучших традициях
лагерь поставили на медвежьей тропе. Чтобы успокоить некоторых особо впечатлительных их палатку по окружности сбрызнули нашатырем. Это, видимо, какой-то древний камчатский шаманский ритуал, потому как научного объяснения тут не видно - спирт же испарится через пять минут! ;) Но психологический эффект важнее, все спокойно уснули с ощущением полной неуязвимости перед медведом :)

С восходом повара, лагерь снова превратился в санчасть: больных и увечных лечили и кормили :)

Впереди лежали 30км, которые нужно было пройти сегодня по любому.

В этот раз мы были настроены так решительно, что медведы шарахались от нас врассыпную без всяких петард :)

Грибы всячески пытались нас задержать в лесу подольше

Несмотря на увечья, группа развила приличную скорость и до ручья Светлого дошли довольно быстро. Дальше, уже по сложившейся доброй традиции, заблудились.
Третий раз нам рассказывают дорогу, тыкают пальцем в карту и увы... После полутора часов продирания через стланник, мы вышли к кедрачу такой мощности, что у нас уже не было никаких шансов... Решили перейти Правую Ходутку и пойти по ее левому берегу как в прошлый раз. Те, кто шел тут тогда несколько приуныли, вспомнив
наши приключения, однако, в этот раз мы почти сразу вышли на след квадрика Виктора Ворошилова, можно сказать хозяина здешних мест. Окрыленные мыслью, что след идет к нему домой (а это по пути) и, что если прошел квадроцикл, то мы и подавно пройдем, мы просто полетели дальше, отсчитывая вслух оставшееся расстояние по GPS
(это тоже уже становится традицией :) ). Ну и как же без прогулки по лесу с фонариками! Короче были на базе около 23:30 усталые, но довольные.

На переднем плане - Приемыш. Напомню, что Приемыш - отдельный вулкан и он образовался раньше Ходутки!

Из википедии:
Ходутка — потухший стратовулкан на Камчатке. Расположен на плато Олковый. Абсолютная высота вершины 2090 м, относительная 1750 м. Был сформирован в конце плейстоцена. Вулкан является частью Ходуткинского вулканического массива, в который также входит стратовулканы Приёмыш и Пиратковский. Приёмыш более старый вулкан, имеет правильный конус с вершинным хорошо сохранившимся кратером.
Кратер Ходутки сильно разрушен: его северная часть прорвана ущельем, а склоны сильно изрезаны барранкосами. Кратер и ущелье заполнены ледником.
Маар Ходуткинский на западном склоне был создан около 2800 лет назад во время извержения, от которого сохранилась тефра, в большей части южной Камчатки. Формирование двойника Маар сопровождается небольшими пирокластическими потоками и последующим размещением лавовых потоков и купола. Последнее извержение произошло около 2000—2500 лет назад.

Идея о планировавшемся на следующий день восхождении на вулкан Ходутка была встречена прохладно. Короче, никто никуда не пошел, но купание в горячей речке стоило того!

В истоке это скорее не река, а вытянутое озеро шириной до 100 м с низкими извилистыми берегами. На западе оно сужается, и постепенно переходит в протоку с едва заметным течением, уходящим в густой березняк. Вода в озерке горячая, почти повсюду более 40 гр. С, к устью протоки температура снижается до 30 гр. С (летом). Глубина озера до 2 метров, а протоки - около 1,5 метров.

Основная масса термальной воды поступает в озеро двумя мощными пульсирующими грифонами через воронку в дне округлого заливчика у северного берега. Грифоны хорошо видны по бурлящей поверхности воды и пузырькам газа, создающим иллюзию кипения. В дне озера множество мелких горячих источников, заметных на поверхности по пузырькам газа, а из-под берегов термальная вода вытекает в виде небольших источников или высачивается слабыми струйками. Источники имеют вид небольших углублений диаметром 30-60 см с песчаным дном, через которое выбивают струи горячей воды и газа. Берега и дно реки Горячей сложены рыхлыми пемзами.

Ходуткинские воды отличаются от большинства Камчатских гидротерм очень низкой минерализацией - менее 600 мг/л. По существу это пресные воды и они вполне пригодны для питья и приготовления пищи. По химическому составу они представляют собой очень слабый раствор хлорида и гидрокарбоната натрия. По-видимому, Ходуткинская гидротермальная система одна из самых молодых на Камчатке - ее возраст менее 3 тысяч лет. Возраст большинства более мощных высокотемпературных гидротермальных систем, таких как Мутновская, Паужетская, Долины Гейзеров, более 10 тысяч лет.

Ходуткинские источники отличаются от них по генезису: они возникли в воронке гигантского взрыва, сопровождающегося выбросом на поверхность магматического материала из залегающего на малой глубине магматического очага. По температуре, дебиту и тепловой мощности (естественному выносу тепла) Ходуткинская гидротермальная система входит в число крупнейших на Камчатке. По классификации Центрального института курортологии гидротермы Ходутки определяются как кремнистые азотные щелочные слабоминерализованные. Их бальнеологические свойства не исследованы.

По всему водоему активно развивается термофильная флора. В основном это темно-зеленые водоросли. Там, где температура превышает 45 гр. С, на дне и поверхности у берегов появляются маты бурых, желтовато-красных термофилов. На дне озера и протоки лежит слой тонкого темного ила.

Забавно, как местная кошка добывает пропитание. Это похоже на поход в супермаркет: она приходит на этот пятачок травы, ловит за минуту мышь и возвращается куда-то к себе домой :)

Предыдущие/следующие части:

• 1
судя по вашему описанию, вы там вообще не были. Мы выходили по борту каньона из кратеры, причем и по правому ходили и по левому. там везде голые шлаки, только правый борт весь в труднопроходимых оврагах. ближе к зап ходутке начинается тундра а потом и лес. все в медвежьих тропах идеальных для ходьбы. подойти к р. теплой без бензопилы и альп-снаряжения можно разве что в самом устье. путь нарисован схематично, но в целом верно: 17 км до места ночевки и 26 км до ходутки + 2 брода. маршрут нами хожен 4 раза уже.

Мотивом моих комментариев послужила схема, которую автор произвольно нарисовала. В споре она созналась, что "... путь нарисован схематично ...". Я утверждаю, что в части кратера вулкана Ксудач маршрут на схеме нарисован так, как ни она сама, так и никто из ее группы не ходил. Так, на схеме маршрут начинается от третьего по счету с юга ручья впадающего в озеро Ключевое. Между тем горячие источники в песках озера находятся в 150 метрах южнее первого ручья. Нет сомнения в том, что именно от этого самого южного ручья группа начала свой путь. Если посмотреть на линию маршрута, то мы мы увидим, что он с легкостью перерезает все ручьи напоминающие каньоны заросшие непроходимым ольховым стлаником...
Если следовать логике маршрута, то единственно возможным был подъем по первому ручью на верх с последующим обходом с крутым перепадом высот всех ручьев, что нет на схеме. Следуя таким путем никак нельзя за один день по времени добраться до Западной Ходутки и дальше как показано на схеме. Из чего можно сделать вывод, что маршрут группы ни как не может соответствовать схеме.
Автор утверждает, что река Теплая не проходима. Между тем ее фото свидетельствуют об обратном. Теплая проходима по ягельникам в долинной ее части. Там, где линия маршрута подходит наиболее близко к реке берега становятся обрывистыми и река далее до вулкана Ксудач не проходима, необходимо пройти ольховый стланик, который не так уж сложен. Если автор пишет про бензопилу, то значит мало ходила по Камчатке, да и не женское это дело. Ольховый стланик в отличии от кедрового вполне проходим. В той части ни чего особо трудного нет.

Призываю потенциальных путешественников быть более осмотрительными при чтении материалов из не проверенных источников интернета, и чтобы не сломать себе ноги не вестись на разного рода иллюстрированные схемы.

На Камчатке не так много как хотелось бы, но еть к кому обратится за разъяснением. Например, Лобашевский Александр и Громов Артем. Они осенью от Верхне-Опальских источников за 12 дней через Ходутку и Ксудач до Курильского озера в поселок Озерновский ходили. Они же из Ключей через Долину Гейзеров в Кроноцком заповеднике до Петропавловска-Камчатского 33 дня весной шли... Что касается лично меня, то было бы не скромным, да и формат ЖЖ не располагает к размещению подробной информации.