?

Log in

No account? Create an account

lusika33

В поисках красоты

Фоторассказы для городских жителей


Previous Entry Share Next Entry
Неведома зверушка
lusika33

На самом деле это Ил-976 СКИП - самолетный командно-измерительный пункт. При испытаниях баллистических и крылатых ракет необходимо фиксировать работу их систем в полете. Задача эта сложная - в отличие от самолета, в случае неисправности ракету не посадишь "на вынужденную", и конструкторам остается только разбирать обломки и гадать, где они допустили промах. По той же причине на ракету не поставишь КЗА - если ракета рванет, от аппаратуры останутся одни воспоминания и все записанные данные пропадут (не говоря уже о том, что ставить ее зачастую просто некуда). Единственный выход - снабдить ракету передатчиком и фиксировать работу ее систем с помощью телеметрии. Для приема данных служат наземные станции и специальные самолеты.





Долгое время для приема данных служили самолеты Ил-18СИП (самолетный измерительный пункт), базировавшиеся в г. Ленинск близ космодрома Байконур и обслуживавшие советскую космическую программу. Еще один с нестандартным номером СССР-27220 был в распоряжении ЛИИ им. М. М. Громова и использовался при испытаниях ракет. Однако время берет свое и Ил-18СИП начали готовить замену. Сначала два Ил-7бМ - СССР-86721 и СССР-86024, соответственно 1977 и 1979 года выпуска, были переоборудованы в "ловцы телеметрии", известные как самолет "676" и самолет "776". Вместо хвостовой прели у них установлен магнитометр, закрытый обтекателем в виде усеченного конуса; у первой машины обтекатель темно-серый с обрубленным концом, у второй - белый с полусферическим задним концом. По бокам киля имеется по одной Г-образной антенне, еще две - над пилотской кабиной, а снизу за носовой опорой шасси - две шлейфовые антенны. Самолеты базируются в ЛИИ им. М. М. Громова.



Наконец, в середине 80-х на базе Ил-7бМД был разработан самолетный командно-измерительный пункт (СКИП), он же самолет "976". Название объясняется тем, что образцы военной техники и вооружения у нас именуются "изделиями", а этот самолет получил обозначение "изделие 976". Эту машину иногда путают с самолетом А-50, потому что она тоже "с грибом": на ней установлен тот же радар кругового обзора "Шмель" с характерной вращающейся антенной в огромном дискообразном обтекателе на двух пилонах за крылом. (По этой причине в ЛИИ самолет прозвали "поганкой".) Но если приглядеться, у этих двух машин больше различий, чем сходства - сравните с описанием А-50. которое пойдет следом.



СКИП 976 конструктивно представляет собой гибрид Ил-7бМД и А-50. На нем установлены радиопрозрачные обтекатели для размещения многочисленных антенн. В районе 50-56 шпангоутов на двух пилонах установлен вращающийся модуль РФ-2 диаметром около 11 и высотой 1,5 м. В грузовом отсеке смонтирован большой комплекс экспериментального оборудования в состав которого входят:
•радиотелеметрическая система;
•системы траекторных измерений;
•система командного радиоуправления;
•бортовая система обработки и отображения информации;
•система трансляции и ретрансляции информации;
•система единого времени. Аппаратура размещена в самолете на двух палубах. Рабочие места 15 операторов находятся на первом этаже. Люди имеют все необходимые средства жизнеобеспечения и спасения при полетах как над сушей, так и над водой.



Несмотря на военное (пусть даже испытательное) назначение, самолеты имеют аэрофлотовскую раскраску и гражданские номера СССР-76452 по СССР-7б45б. Правда, на борте вместо привычной надписи "Ил-7бМД" написано "976". У самолета сохранены обе входные двери, грузовой люк, стандартные обтекатели основного шасси, остекление штурманской кабины и кабина стрелка. Вместо хвостовой турели установлен радар обзора задней полусферы в солидном полусферическом обтекателе, а штатный радар наведения пушек снят.



Перед центропланом установлены антенны спутниковой связи, закрытые большим обтекателем, а на концах крыла - массивные цилиндрические контейнеры с аппаратурой, на которых смонтированы аэронавигационные огни. Передние и задние части контейнеров радиопрозрачные и закрывают плоские излучатели антенн. По бокам остекления штурманской кабины установлены четыре длиннющие штанги ПВД (при виде спереди они расположены квадратом). Перед остеклением пилотской кабины смонтированы четыре Г-образные рамочные антенны, две из которых направлены вперед, две другие - назад. За носовой опорой шасси имеются две большие шлейфовые антенны, под обтекателями шасси - две большие и две маленькие Г-образные антенны и две лепестковые антенны. Две таких же больших Г-образных антенны установлены бок о бок над пилотской кабиной и еще по три - по бокам киля на разном расстоянии друг от друга. Грузовая кабина битком набита КЗА - вдоль бортов едва можно протиснуться, часть аппаратуры смонтирована даже на грузовой рампе.



Самолет используется для слежения за космическими объектами и испытуемыми ракетами. С его борта ведется радиолокационное наблюдение за ракетой и запись данных телеметрии на магнитную ленту для последующей расшифровки, а в случае отклонения ракеты от курса или возникновения неисправностей дается команда на ее подрыв. В частности, самолеты "976" участвовали в испытаниях ракетоносца Ту-160, засекая пробные пуски крылатых ракет РКВ-500. СКИП-976 Дальность сопровождения объектов составляла от 400 км - для маловысотных объектов, до 2-3 км - для высотных, а при групповом использовании СКИП - более 10 тыс. км. Все они базировались в ЛИИ, интенсивно эксплуатировались и по мере износа ставились на отдаленную стоянку.



Первый СКИП-976 (зав.№ 5002) начал эксплуатироваться в 1986 г., затем вступили в строй еще 4 аналогичные машины. Последний из пяти самолетов был построен в 1987 г., а 16 августа 1988 г. они "засветились" во время воздушного праздника в Жуковском в День авиации. Забравшись повыше, можно было видеть все пять машин, выстроенные аккуратным рядком на стоянке. Обнаружив "девятьсот семьдесят шестые", западные журналисты приняли их за прототипы советского АВАКСа (а что они могли еще подумать, увидев Ил-7б "с грибом"?).



У нас же решили, что скрывать существование СКИПа уже нет смысла, и на выставке "Москоу Аэроспейс-90" на стенде ЛИИ появился снимок "девятьсот семьдесят шестого". А 23 мая 1991 г. в газете "Совьет Уикли", издаваемой для иностранцев, появилась статья о ЛИИ со снимком экземпляра СССР-76453 (фюз. №5009; в западных источниках приводился зав. №0013434009, но это сомнительно - фюзеляжный номер слишком поздний).



Подпись под снимком гласила: "Летающая лаборатория Ил-76 для изучения химического состава атмосферы". Как говорил Козьма Прутков, если на клетке со слоном прочтешь надпись "Бегемот"... На такую "утку" могли купиться только люди, далекие от авиации: мощный радар кругового обзора ну никак не вязался с "изучением химического состава атмосферы"!



Год спустя СССР-76453 был показан на МосАэроШоу-92 - на сей раз с правдивой табличкой "Самолетный командно-измерительный пункт". Еще через год на авиасалоне МАКС-93 демонстрировался самолет "976" СССР-76456 (зав. №0073474208. фюз. №5602), причем посетители впервые получили возможность осмотреть его изнутри. Этот экземпляр отличается от прочих "девятьсот семьдесят шестых" тем, что радиопрозрачные части крыльевых контейнеров не зеленые, а серые.



В настоящее время три из них списаны. Свертывание программ создания новых вооружений привело к упадку и в этой тематике. Потенциально остается возможность применения этих уникальных самолетов в каких-то новых сферах.



В 2004 году в летно-исследовательском институте им. М.М. Громова на базе самолетного командно-измерительного пункта (СКИП) "976" №76456 создана и прошла испытания новая летающая лаборатория (ЛЛ) для летных испытаний новых двигателей инозаказчика. В результате переоборудования с самолета демонтирован радиотехнический комплекс во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем, а вместо левого внутреннего штатного двигателя Д-30КП установлена специальная гондола для опытных двигателей. После завершения испытаний ЛЛ №76456 в ЛИИ она будет передана заказчику - Китайскому летно-испытательному центру CFTE (China Flight Test Establishment), чьи логотипы уже нанесены на борта самолета.



•Модификация: 976 СКИП
•Размах крыла: 50.50 м
•Длина самолета: 46.59 м
•Высота самолета: 14.80 м
•Максимальный диаметр фюзеляжа: 4.80 м
•Площадь крыла: 300.0 м2
•Пустого самолета
•Нормальная взлетная: 190000
•Тип двигателя: 4 ТРДД Д-30КП
•Тяга: 4 х 12000 кгс
•Максимальная крейсерская скорость: 780 км/ч
•Практическая дальность: 6800 км
•Практический потолок: 12000 м
•Экипаж: 5 человек









Информация взята из статьи 976 СКИП


  • 1
интересно было почитать) а где такой самолет удалось поснимать?

Еще были (может и сейчас есть) как минимум два самолета на базе АН-12, которые работали в том числе как воздушные приемники и ретрансляторы телеметрии со всякой экспериментальной космической техники и разных ракет и спутников летящих на низких орбитах (военного и двойного назначения). Я их наблюдал в 86-88 годах на космодроме в Плесецке. Даже внутри частенько сидел настраивая аппаратуру ))) К сожалению подробнее сказать по известным причинам не могу ))

Ну у этих все таки другое назначение

Интересно, интересно. Целый самолет под узкую задачу. "а при групповом использовании СКИП - более 10 тыс. км." - вот это синхронное плавание десятков самолетов!
Шасси классно убираются, прям как трансформер, такие штуки все мальчишки любят, и выросшие тоже)

Ну это не узкая задача

А вот мне кажется, что еще один СКИП переделали под ЛЛ, она потом на одном из относительно недавних МАКСов демонстрировалась с движком для SSJ-100. Она летатала у нас, потом во Франции на СНЕКМЕ.

Об этом есть в посте

Обтекатель жаржавел у него? Или показалось?

Думаю краска облезла. Он вроде не железный

Умели же раньше делать технику!

хороша лаборатория

Клёвый самолёт. Давно хотел спросить, а где проводились съёмки?

Ну лии. Написано ж в каждом посте почти

на мой взгляд, много одинаковых кадров ) хотя в общем-то понятно - на виражи такая машина уходит с трудом )

с забором и посадкой самолета - самый удачный )

ну тут задача не шыдевры сделать, а показать конструкцию подробно

А по мне текст вполне уместен, я прочитал с интересом, а по ссылке не полез бы.

это леха троллит )

портят впечатление очепятки - "прели" - это что? Турели?
дальность сопровождения 2-3 км - может тысяч км?
"учавствовать" - от слова "участие", а не "чавкать", так что, участвовать. ))
Насчет 10к для группы не понял - за горизонт-то не заглянешь, даже если глядеть толпой..

насчет передачи китайцам лл - не понял, это со всей аппаратурой и грибочком? Типа ЛЛ для испытания движков?
Это как авианосец Варяг был продан для использования в качестве плавающего казино?

также любопытно, а зачем Г-образные антенны? Связь? И на законцовках плоские антенны - вроде как грибок дает картинку и разрешение получше - в чем цимес?

точно не знаю, но подозреваю, что в него напихали просто совершенно независимое оборудование, которое проектировали под решение конкретных задач. ни о какой интеграции речи не шло. отсюда отдельные антенны и полный ил шкафов

Я не троллю, просто не люблю копипаст.


То есть ctrl-c и ctrl-v выломал на клавиатуре? ))

А это не важно, выпускают модель или нет. это даже не важно узнаю я этот самолётик по фотке или нет. Главное, что увлечение формирует интерес.

А копипастингу - скажем наше дружное пролетарское "нахуй".


"А это не важно, выпускают модель или нет. это даже не важно узнаю я этот самолётик по фотке или нет."
кто-то всего день назад бил себя пяткой в грудь, что знает всё, что производилось человечеством )))
Ну и? стОило пускать пузыри, чтоб столь быстро сесть в лужу? ))

А сейчас продолжаете опять разводить пальцы, хоть уровень ваших знаний определяется тем, что можете почитать в педовике, то есть, нулевой.

По поводу же вашего мнения "как на самом деле надо писать обзоры" - давайте вы будете свои обзоры так делать, а автор свои так, как делает он. Популярность вас и его по истечению периода в, скажем, год, сравним. Мм?
Или "как указывать, так все чатлане, а как работать, так сразу пацак" ?


Обзоры какого-то определенного борта принято писать с использованием данных о нем самом, выдержек из истории создания или эксплуатации, т.д. Это снимает бОльшую часть вопросов, возникающих у читателей. Кто и сам знает - просто не читает подписи. А откуда быстрее всего можно ранвать это описание? - вот именно, из онлайн справочников. В некоторых случаях из книг. И всё это будет копипастой. Но выполнять свою функцию.

хорошо... не люблю копипаст в жж. так понятней? или расшифровать буквочки жж? :)


Вся наша жизнь - копи паст по крупному. Вот даже захочешь ты президента застрелить ты будешь многосотым таким. А от того что я поделился информацией у себя дополнив ее своими материалами ее ценность не уменьшилась. Читай теорию информации

  • 1