lusika33 (lusika33) wrote,
lusika33
lusika33

Category:

Если бы не Гималаи!

Не повезло нам с континентом, все же. Вот где мы ни побываем, захочешь сказать кому-нибудь типа "самое высокое, самое большое и т.д.", а тебе говорят: "А вот в Гималаях больше!".

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан



А Гималаи-то ведь - попса ж жуткая, правда посоны? Ну как туда ехать, если там от таких как ты плюнуть некуда? Да еще и местных больше чем на рынке в москве. Короче, сегодня покажу вам самый высокий в экс-USSR перевал - Ак-Байтал, высотой аж 4650 метров. Место тоже по-своему попсовое, ибо его вынуждены проезжать все путешествующие через Памир, но все-таки приятнее Гималай.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Так вот, собственно сам перевал относится к тому небольшому типу, с которых не открывается каких-то офигенских видов типа как с киргизского Молдо-ушуу, он берет, как ща модно говорить, своей энергетикой. Энергетика же перевала в том, что как верно подметили наши товарищи из столицы мира - города Барнаула: "Блин, да мы ж на Белуху только что на машине заехали!". И действительно: "Гора Белу́ха (южноалт. Уч-Сумер — Трехглавая, Кадын-Бажы — Вершина Катуни, каз. Мұзтау Шыңы) — наивысшая точка Горного Алтая (4509 м), венчающая Катунский хребет. Находится на территории Усть-Коксинского района. Здесь берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания.". Перевал также буквально чуть-чуть не дотягивает до высоты Монблана: "Монбла́н (фр. Mont Blanc, итал. Monte Bianco, букв. «белая гора») — кристаллический массив, высота которого достигает 4810 м."

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Перевал Ак-Байтал, один из трех самых высоких перевалов на Памирском тракте. Кстати, перескажем скудные сведения о тракте, почерпнутые из инета: Памирский тракт - автомобильная дорога, соединяющая города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан), Душанбе с афганским городом Мазари-Шариф. Собственно, тракт делится на две части, построенные в разное время - Восточный Памирский тракт, по которому традиционно идут наибольшие перевозки связывает Хорог с киргизским городом Ош (по нему мы и движемся) и  Западный Памирский тракт,  связывающий автомобильным сообщением столицу государства Душанбе с главным городом Горного Бадахшана - Хорогом.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

В 1930-е дороги, соединяющей столицу Таджикистана (Душанбе) с Памиром, не было. До Памира экспедиции шли пешком, караванной тропой, ... рискуя жизнью. Прорубить дорогу по скалам было дорогостоящим и трудным делом. В газетах 1940 года писали: "Трасса Ново-Памирского тракта, протяженностью 14 км, пролегла по ... бесчисленным скалам и огромным валунам. Большой Памирский Тракт строила вся страна.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Дорога большей частью является грунтовой. В зимнее время дорога не эксплуатируется в связи с опасностью схода лавин. Дорога Ош-Хорог протяжённостью 701 км была построена в 1931-1934 годах. В Советском Союзе дороге придавалось большое значение в связи с развитием территорий горного Памира. По этой дороге из Сталинабада в Хорог легко и безопасно можно было доехать за 2 – 3 дня вместо месяца, как это было до строительства тракта.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

На участке от Оша до Хорога дорога проходит через три главных горных перевала: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Акбайтал(4655 м), который является одним из самых высокогорных, по которым проходят автомобильные дороги.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Позднее был построен участок дороги Душанбе (Сталинобад) -Хорог, который с точки зрения строительства и эксплуатации является более сложным в силу особенностей горного рельефа. О строительстве в 1940 году этого последнего участка Памирского тракта, до сих пор рассказывают легенды. Работы велись в сложнейших условиях, среди высоких скал, отдельные её участки представляли собой непроходимые ранее каменные коридоры с отвесными стенами, на дне которых бушевали реки. Строительство было рассчитано на 5 лет. Но в результате небывалого энтузиазма всего таджикского народа Большой Памирский тракт имени Сталина длиной 567 км был построен всего за 3 месяца силами 22 000 колхозников. Эта автомобильная трасса, всегда считавшаяся очень сложной, в настоящее время становится чрезвычайно опасной.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

На этой дороге сразу понимаешь, куда попал, реки, горы и каньоны поражают своими масштабами и грандиозностью. Но не менее поражают человеческие усилия, затрачиваемые на строительство и поддержание дороги в рабочем состоянии. Во многих местах дорогу приходится восстанавливать по нескольку раз в год и по сей день. Говорят, что в первые годы эксплуатации трассы, водителям, совершившим три рейса по Памирскому Тракту давали ордена.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

После падения СССР и тяжелых послевоенных лет в Таджикистане, большая часть трассы практически не обслуживалась, постепенно приходя в негодность. Сегодня разрушению непрочного асфальтового покрытия также способствуют возросшие торговые перевозки из соседнего Китая, которые осуществляются многотонными грузовиками.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Современный Памирский Тракт представляет собой довольно опасную, местами заасфальтированную, местами грунтовую горную дорогу, большая часть которой проходит на высоте более 3000 метров над уровнем моря. Редкие автозаправки и полное отсутствие автосервиса – это ли не мечта для экстремалов, желающих опробовать мощь своего железного коня или проверить на прочность нервную систему.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Обычно туристы едут через этот перевал в обратном направлении - из Хорога, мы же - особенные, "не как все", поэтому табличка с названием перевала будет на фотках после его прохождения, чтобы не ломать хронологический порядок кадров.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

А вот так выглядит наивысшая точка перевала. Смотреть особо нечего: перевал, конечно, высок, но горы вокруг еще выше. Эх, если бы не Гималаи!
Так это выглядит в одну сторону:

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

А так в другую:

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

А так чуть в бок:

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Что тут скажешь - горы вокруг высокие! Но, блин, Гималаи все равно выше...

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Вот и табличка, кстати.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Дальше идет длинное тошнилово по долине реки Акбайтал...

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Погода в этом районе отличается крайними перепадами; зима длится с середины сентября до конца мая, температура зимой достигает -50 С . Летом температура может достигать +40 С в июле и августе, однако, по ночам почти всегда заморозки. Этот район считается пустынным, с небольшим количеством осадков, но иногда здесь случаются ливни. Сильные ветры дуют весь год, и в любой момент может даже пойти снег!

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Собственно, сама река Акбайтал. Из-за мягкой глины цвет местных рек почти всегда такой. С трудом представляю как это пить...

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Я понял, чем мне нравятся такие вот безжизненные места: нет деревьев! Ничто не закрывает вида, все как на ладони, куда ни глянь! Нам, жителям городов и лесистых равнин, такое очень в диковинку. Есть, конечно, степи и бескрайние поля черноземья, но это, согласитесь, тоска - природа, изуродованная жизнедеятельностью человека.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

А здесь вот даже столбы, которые меня всегда бесят в кадре, выглядят как-то гармонично, что ли!

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Вот эта черная скала на фотках ниже, сто пудов, должна иметь какую-то крутую легенду. Но что это, я не знаю...

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Ну мож хоть кто из читателей наводку даст?

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Ну и собственно административный центр данного района - ГОРОД Мургаб (в переводе с тюркских языков – гиблое место). Это самый высокогорный город на территории СНГ (расположен на Памире, на высоте 3600 метров над уровнем моря). Мурга́б (тадж. Мурғоб; перс. مرغاب‎) — Кишлак в восточном Таджикистане, административный центр Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области. Основан в 1893 году как Памирский Пост Российской империи. Население около 4 тыс. чел.  Ну и опять-таки: если бы не Гималаи...

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Город был построен в советские времена и является важным транспортным узлом, а также самым большим городом в восточной части ГБАО. Большинство его жителей составляют этнические киргизы, но они живут в жилищах, более типичных для таджиков. В последнее время Мургаб стал важной туристической базой, и является одним из немногих мест в Таджикистане, который имеет туристические объекты, в том числе туризм, основанный на местном сообществе.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Любопытно сравнить этот вид Мургаба с видом поселка из статьи об озере Каракуль.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

В заключении хочется сказать вот что. Вот я понимаю, некоторые приезжие из Средней Азии совершают преступления, занимают рабочие говноместа и т.д., но, ей-богу, после поездки по Таджикистану и Киргизии, я ни про одного таджика или киргиза ничего плохого никогда не скажу. Гостеприимные люди, приветливые, всегда готовы помочь, несмотря на наше масковское или рассейское к ним отношение. Пусть Горный Бадахшан и отличается суровостью, но и остальная часть этих республик далеко не рай для жизни - надо это понимать, когда они приезжают на заработки в Россию, которую, кстати, только мы считаем отдельной от СССР. А по поводу преступников - в семье, как известно, всегда не без урода.

Перевал Ак-Байтал, Таджикистан

Эх, если бы не Гималаи!

Предыдущие/следующие части:



Tags: ак-байтал, памир, памирский тракт, таджикистан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →