?

Log in

No account? Create an account

lusika33

В поисках красоты

Фоторассказы для городских жителей


Previous Entry Share Next Entry
СПС
lusika33

Сегодня наш рассказ об уникальном самолете, который вместе со своим прямым конкурентом - англо-французским "Конкордом", что называется, обогнал время.

Ту-144



Постройка первого опытного самолета Ту-144 ("044") началась в 1965 году, одновременно строился второй экземпляр для статических испытаний. Опытная "044" первоначально рассчитывалась на 98 пассажиров, позднее эта цифра была увеличена до 120.

Ту-144

В последний день уходящего 1968 года, через 25 секунд после момента старта "044" впервые оторвалась от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрала высоту. Первый полет продолжался 37 минут, в полете машину сопровождал самолет-аналог "21-11". Первый "Конкорд" уйдет в полет только 2 марта 1969 года! Выполнив программу испытательных полетов "044" (всего около 150 полетов), так и осталась в одном опытном экземпляре. От нее большего и не требовалось, свою задачу доказать техническую возможность создания в СССР сверхзвукового пассажирского самолета она выполнила. Необходимо было продвигаться дальше, улучшая конструкцию самолета и двигателей.

Ту-144

Строительство предсерийного Ту-144 № 01-1 (бортовой № 77101) завершилось в начале 1971 года, 1 июня 1971 года самолет совершил первый полет. По программе заводских испытаний машина выполнила 231 полет, продолжительностью 338 часов, из них 55 часов самолет летал на сверхзвуке. 20 сентября 1972 года машина совершила перелет по трассе Москва-Ташкент, при этом маршрут был пройден за 1 час 50 минут, крейсерская скорость во время полета достигала 2500 км/ч. Предсерийная машина стала основой для развертывания серийного производства на Воронежском авиационном заводе (ВАЗ)

Ту-144

Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110.  Самолеты использовались для регулярных пассажирских перевозок по трассе Москва - Алма-Ата. В первый пассажирский рейс Ту-144 отправился 1 ноября 1977 года. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. Пилотировали самолёты специально подготовленные экипажи «Аэрофлота», в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные пилоты «Аэрофлота». Билет на этот рейс стоил 80 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 62 рубля. Этот рейс получил № 499 и выполнялся раз в неделю.

Ту-144

Однако, коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее. Более основательной причиной снятия с пассажирской эксплуатации называется нерентабельность. Хотя билеты на сверхзвуковой рейс, цена которых была до полутора раз дороже обычных, распродавались полностью задолго до вылета, они не покрывали даже незначительной части эксплуатационных расходов, вызванных высоким удельным расходом топлива в крейсерском режиме и сложным обслуживанием.

Ту-144

Серьёзное повышение стоимости билетов в социалистическом СССР, не имевшем класса богатых людей в отличие от западных потребителей «Конкорда», было бесперспективно. Кроме того, малая дальность полёта первых модификаций (3-4 тыс.км), которую могли позволить двигатели НК-144А, и меньшая чем у «Конкорда» дальность с новыми двигателями РД-36-51А (5 тыс.км) также ограничивали или усложняли и удорожали (при промежуточных посадках) возможности пассажирской эксплуатации как в стране, так и за её пределами на длинных межконтинентальных и трансконтинентальных маршрутах, где целевое сокращение времени полёта особенно ощутимо при сверхзвуковой скорости. До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами в мае 1978 года, экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.

Ту-144

С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д (№ 77114) под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32 (аналогичные используемым на Ту-160) в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура. После завершения полётов двигатели были демонтированы.

Ту-144

Мы же с вами наблюдаем фотки другого самолета (не ЛЛ) - ТУ-144Д № 77115. В 2007 году он был заново окрашен в соответствии с исторической схемой окраски и выставлен для всеобщего обозрения на авиасалоне МАКС-2007, а также на авиасалонах МАКС-2009, МАКС-2011 и МАКС-2013. В 2004—2005 гг. с ним были совершены некие сделки по продаже его на металлолом, но протесты авиационной общественности не дали этому произойти, хотя опасность подобного исхода полностью не устранена.

Ту-144

Ту-144

3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа. По версии, появившейся после крушения, причиной катастрофы считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом». Истинные же причины катастрофы были засекречены, что привело к потоку спекуляций на эту тему.


Ту-144

Ту-144

Ту-144 различных модификацийConcorde
Ту-144 («044»)Ту-144СТу-144ДТу-144ЛЛ
Технические характеристики
Экипаж, чел.43
Длина, м59,4065,7061,66
Высота, м12,2512,5012,2
Размах крыла, м27,6528,0028,8025,60
Площадь крыла, м²438503507358,6
Максимальная взлётная масса, кг180 000195 000207 000203 000185 000
Масса полезной нагрузки, кг12 00015 00013 380
Масса топлива, кг70 00098 00095 00095 680
Двигатели
Количество4
НК-144НК-144AРД-36-51АНК-32-1Olympus 593
Тяга, максимальная, кН171,6178,0196,1245,0170,0
Тяга на сверхзвуке, кН127,5147,0137,5
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч2 4432 5002 2852 5002 330
Крейсерская скорость (на сверхзвуке), км/ч2 3002 2002 1202 3002 150
Посадочная скорость, км/ч270295
Практическая дальность (с полной загрузкой), км2 9203 0805 3304 0006 470
Практический потолок, м20 00018 300
Длина разбега, м2 930
Длина пробега, м2 570

Источники:

http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu144.html
http://www.tupolev.ru/tu-144
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3-144


  • 1
Самый красивый самолёт СССР. И мой самый любимый.

Согласен. В детстве у меня была модель этого самолета, игрался с ним часами :)

(Deleted comment)
Фоторассказ понравился ,спасибо!

дорогостоящая игрушка :-)
А всё-таки жаль: умели же создавать самолёты, а щас парк того же Аэрофлота - сплошь Аэробусы и Боинги, символически разбавленные Ил-96 и Суперджетами :-(

Что дешевле в эксплуатации то и берут. Наши никогда особо не парились экономичностью потому что керосин был дешевле воды. Это ща вот рынок

Даа, самолет-красавец.

Не говорили, на МАКС его на грузовике привезли? Он ж не летает ведь?

он в лии стоит на помойке

Вот парадокс, с точки зрения техники - великое достижение, эстетически - произведение искусства, с точки зрения здравого смысла - авантюра, оправданная только идеологически.

Ну почему? Самолет мог бы иеть успех на международных продажах. Просто не дотянул по характеристикам. Конкорд ведь тоже сдулся. Просто они сильно обогнали время. Технологии еще не позволяли

Спасибо за рассказ. Очень красивая машина.
"В 2004—2005 гг. с ним были совершены некие сделки по продаже его на металлолом" - просто в голове не укладывается... Новое не строим, старое все рушим...

Ну с вднх например все переломали. Что удивительного?

О-бал-деть!
(неужели объявленный в районе МАКС'а мараторий закончен, кстати)
Вот это птица. Вот это судьба. Как жизнь с не прожила. Неужели же она реально повторяет печальную участь всего, что опередило своё время. Появилось, иначе говоря, "не в нужное время и не в нужном месте", доживая, как следствие, свои дни - на обочине...
Мне особенно 2 и 8 фото запали, первое - потому, что итак видно :) мощь и величие. А вторая, Вам, глумливым — не скажу, почему :))
Из 16 получается 7 сохранили, 2 погибли, остальных порезали. Бесславная кончина (как проекта), по сути. Жаль. Жаль…
Спасибо за этот экскурс, несмотря на всю его трагичность..

Мораторий закончен. Но без фанатизма. Я думаю что свою роль он сыграл. Не мало технических достижений было создано чтобы просто показать принципиальную возможность это сделать

самолёт конкретный конечно

На одном из МАКСов даже удалось в кабину попасть, полтора часа стоял. Но упускать такой шанс было нельзя. Красивая машина.

В кабину и в этот раз пускали

Очень познавательный пост! Спасибо!

Спасибо, хороший пост, потрясающий самолет.

Елки-палки, нужная статья

  • 1