lusika33 (lusika33) wrote,
lusika33
lusika33

Categories:

Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай

Год назад с давними знакомыми съездили в Синьцзянь-уйгурский автономный район Китая. Не то чтобы нас интересовала судьба уйгуров, но хотелось посмотреть одну из крупнейших пустынь мира - Такла-Макан, которая, собственно, и занимает всю територию СУАР.





Однако, получилось все наоборот: пустыню увидели с обочины автобана, а вот с жизнью уйгуров познакомились плотно. Причем, не в плане этнографии, а в плане жесткого полицейского государства, построенного там китайскими товарищами.

Вкратце проведу политинформацию для тех, кто слово «уйгуры» слышит впервые. Синьзян, как и Тибет, преимущественно населен некитайскими народами с, на мой взгляд, принципиально отличным от китайцев менталитетом. Плюс, ислам как основная религия региона. На выхлопе имеем постоянное напряжение в отношениях местных и центральной власти и, как следствие, некие ограничения в правах и свободах граждан. В России это вылилось бы в проверки документов и регистрации у подозрительных персон, как это было 90е и начале 2000-х. В Китае же масштаб иной, титанический, как я его охарактеризовал.

Честно, когда мы через 2 недели покидали Китай, у меня были только мысли вроде: «Из какого же ада мы выбрались? Как же тут живут люди в таких условиях?» и когда в первом часу ночи мы увидели киргизских пограничников, мы радовались своему счастью: "Вот она, свобода!".
1. Первой фразой, которую мы услышали через переводчик Гугла была: "Я арестую ваш автомобиль, но вас штрафовать не буду.". Помню, что наш ответ звучал, как-то вроде: "нас встречают, иди на х..й". Вторую часть переводчик Гугла не может перевести и сейчас, поэтому мы смогли пройти таможню. Чтобы въехать в Китай на своей машине, нужно получить временные водительские права Китая и временный номер на машину, что стоит в районе 5000$, поэтому была такая реакция таможенника. Кстати, заняло получение документов один день, но это без учета подготовки принимающей стороной.

Немного статистики: мы въезжали в Китай на своем авто и вся поездка заняла 2 недели из которых мы провели 3 полных дня на границе и 30 часов на полицейских блок-постах по маршруту, где проверяют документы и досмативают абсолютно все проезжающие авто. У нас проверяли паспорта и фотографировали наши рожи на мобилы, у местных автомат сканирует чип-карту и фотографирует человека, а затем сверяет фото с карты с зафотанным. Плюс досмотр авто и личных вещей, одинаковый для всех



2. Таможенник при досмотре увидел вместе с загранпаспортом мой российский -- +1 час к разборкам. Затем настал черед квадрокоптера -- +4 часа и перекрестный допрос всей группы о целях поездки. Коптер вернули и даже разрешили снимать, но первая же попытка взлететь где-то в горах и у меня на руках повис сопровождающий уйгур с криками, что у него жена и маленькие дети (он реально обосрался, когда увидел, что я хочу полетать, хотя сам слышал как таможенник дал разрешение). Объяснение простое: разрешал таможенник, а принимать будет полиция, а у них разные начальники, да и он -- уйгур. Стрелка с кашгарской полицией подтвердила запрет коптера, хотя хрен знает, что это за мужики были на самом деле, только один был в форме.
Коптер после досмтора вернули с 4мб флешкой с иероглифами на этикетке вместо моей 16Гб. На мой удивленный вопрос, таможенник мило улыбнулся и сказал, что так и было.


3. У всех забрали телефоны, на андроиды установили их приложение и скачали через него все данные с мобил. С моим айфоном такое не проканало и мне просто пришлось показать им все мои фотки на телефоне. На выезде из Китая, все повторилось. Также проверили все фотоаппараты и флешки. На обратном пути мы уже поимели некоторый опыт общения с полицией и просто оставили всю технику в машине, взяв только мобилы, что сильно ускорило личный досмотр, но никак не общее время.



4. Всякий раз, когда рентгеном сканировали машину, нас просили показать толстую книгу-мануал на делику в кармане сиденья. Такая большая книжка вызывала серьезный интерес у полиции и таможни, при этом лежащие в салоне фотоаппараты и несчастный коптер игнорировались.


5. Заселение в гостиницу осуществлялось с участием полиции, в одном из городов этим занималась лично начальница местной полиции, кстати, все начальники в полиции только ханьцы, рядовые - уйгуры. Это же справедливо и для любого бизнеса крупнее придорожного шалмана. Смена гостиницы решалась тоже через полицию и с сопровождением полицейского авто, причем тогда эти ребята ходили с нами весь вечер хвостом по городу и до утра сидели в холле гостиницы, а утром сопровождали нас из города. В целом такая забота напрягала, но был и приятный момент, когда началась пыльная буря, трассу закрыли для всех машин, но нас пропустили в сопровождении полицейского авто. По дороге сменилось четыре машины сопровождения, зато пронеслись с мигалками и с ветерком.


6. Туристы-некитайцы вызывают там просто бешенный интерес: люди тайком фотают тебя, самые смелые просят сфотаться с ними. Кстати, китайцы реально постоянно харкаются! Довелось оказаться в одном туристическом месте перед такой группой, пришлось пропустить. За уйгурами такого не заметил ни разу.



7. Дикий туризм: ну там с палаточкой на недельку в пески, костерок, шашлычки и все такое. Нет. Никак. Полностью запрещено. Для иностранцев еще добавляется требование каждые 24 часа регистрировыаться в отеле или ближайшем полицейском участке. Весь маршрут нас сопроворждал представитель местной турфирмы, который на каждой остановке и по маршруту, докладывал в свою контору и, как я понял, в полицию Кашгара.



8. Фотография. В целом - ненаказуемо, если не попал в кадр полицейский участок, сам полицейский, воинская часть, военный, заправка, банк, охранник, школа, в общем, лучше, чтобы в кадре ничего не было. Естественно, у нас нашелся человек, решивший обмануть систему и сфотать полицейский участок со 100 метров через сквер из авто через приоткрытую дверь. через 40км на блок-посту нас остановили и подъехала та самая начальница полиции.
- Вы фотографировали полицейский участок, показывайте фотоаппараты!
Тут нужно заметить, что фотографировавший был в машине один, остальные ходили в магазин и не знале о съемке. Я подозревал, конечно, кто это мог быть, поэтому мы достали аппарат человека, который точно снимать не мог и показали его. Это проканало и дальше у нас уже пошло общение с полицией полегче. Судя по тому, что приняли нас только на втором блок-посту, это сработала не автоматическая система, а стуканул какой-то бдительный прохожий

9. Религия. Уйгуры -- мусульмане и их 22 млн. там. За всю поездку видел 3 мечети: одна в киргизском селе на самой границе, одна, подозрительно пустая, в Кашгаре и, вроде, в крупном городе Аксу видел. На вопрос сопровожающему уйгуру: "Почему на улице кроме меня нет ни одного человека с бородой или хотя бы усами?", - наш уйгур сказал, что это не стильно и опустил глазки в пол. Правда про паранжу честно ответил, что запрещено. После этого я осознал бесполезность дальнейших бесед за пределами тем о высоте шпилей и среднегодовых температур.

10. Из позитивного: неплохое местное пиво Wusu (аж 4% алкоголя, остальное 2%), которое выпивалось примерно по 5-10 литров на человека в день. Это очень помогало воспринимать происходящее вокруг адекватно. Ну и местная водка типа граппы, ракии итд. - виноградный дистиллят по 800р за 0.5л. Никакого другого крепкого алкоголя, вроде обычной водки, в тех местах не купить. Вот совсем.

Не хочу перегружать пост текстом, поэтому пока все, буду, наверное, делать продолжения уже по самой поездке и, наверное, выложу нередактированные путевые заметки.

Tags: Китай, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Такла-Макан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments